net-promoter.com Развлекательно-новостной портал с элементами социальной сети

 Забыли пароль?
 Регистрация
- Меню Новостей: - Популярные - Свежие - Мои новости - Все новости - Девушки - Добавить новость - Заработать - Вывести деньги
Читали: 2017|Ответов: 0

Византийская эстетика. [Скопировать ссылку]

Опыт
130
Пол
Неизвестен
Последний вход
1-12-2012
Регистрация
1-6-2012
Блоги
7
Альбомы
0
Темы
12
Друзья
0
Опубликовано 18-8-2012 21:22:57 |Показать все сообщения
Что такое византийская эстетика? Идеал византийской эстетики - трансцендентный: Бог - источник красоты. Универсум представляет собой систему образов, символов и знаков, указывающих на первопричину - Бога. Прекрасное в природном мире, в произведениях рук, в частности в художественных произведениях (словесные, музыкальные, изобразительные образы) - это символы и образы первопричины, формы ее проявления. Красота и прекрасное во всех их модификациях выступают ведущими категориями византийской эстетики.

Отношение византийских мыслителей к чувственной красоте неоднозначное. С одной стороны, она считается источником греха, потому вызывает негативное отношение к себе. С другой - прекрасное в материальном мире и в искусстве высоко ценится как свидетельство проявлений абсолютной божественной красоты. Василий Великий, подобно Плотину, видит в искусстве не только подражание видимому миру, но и смысловые сущности, из которых состоит сама природа. Назначение совершенных изображений - в подъеме человеческого духа. То есть, византийская эстетика концентрирует особое внимание на психологических аспектах восприятия и переживания совершенных художественных изображений, причем эстетическое и этическое в изображениях рассматривается неразрывным способом, в котором прекрасное только и может проявлять себя.

Византийская эстетика

Византийская эстетика

Василий Великий обращает особое внимание на роль зрительных образов во время восприятия и переживания красоты, а также на механизм влияния прекрасного на человека. Прекрасное осмысливается не только в связи с предметом и качеством изображения, но и в связи с воздействием на воспринимающего субъекта. Сопоставимость в структуре произведения важна, именно учитывая ее гармоничное воздействие на человеческую душу. Василию Великому принадлежит высказывание, что стало краеугольным в период противостояния иконоборцев и иконы-любителей: "Изображение - книга для неграмотных".

Новый этап развития патриотической эстетики связан с иконоборческой полемикой (УШ-IX вв.). Разрабатывается теория образа и символа, теория образа и первообраза в изобразительном искусстве. Выдающимися теоретиками византийской эстетики этого периода были Иоанн Дамаскин (? -753) И Федор Студит (759-826). В IX в. (Вторая половина) завершилось формирование канонов патриотической эстетики. Разработка категории "символ" диктовалась утвердительно неоспоримым (антиномическим) образом абсолютного совершенства. Идея Псевдо-Дионисия о "просвечивании" Бога в символе - один из путей снятия антиномичности, ведь в каждом слове, образе, в каждой вещи отсвечивается трансцендентная сущность Бога. Идея образного познания истины была краеугольной в византийской эстетике. Разработанная в V-VI вв. теория образа углубляется в направлении канонизации приемов художественного письма во время создания иконописных изображений в период иконоборчества (VI-IX вв.). Иконописный образ рассматривается не как "подобный" к трансцендентному архетипу, а как изображение Бога, воплощенного в человеческий облик. Вокруг идеи чувственного воплощения Бога в названный период развернулись острые споры. Иконоборцы "стремились очистить культ от грубого фетишизма, стремились сохранить за божеством его возвышенную духовность". Вот вам и византийская эстетика. Иконо-любители, ссылаясь на Псевдо-Дионисия, утверждали, что с помощью чувственных образов человек "восходит к духовному созерцанию". Федор Студит, отрицая иконоборцам, которые не признают связи между образом и первообразом, пишет: "Но как же он (бог. - В. М.) мог бы быть описан, если бы не имел значения первообраза ... Соблюдая, что Христос может быть описан, ты, хотя и против своей воли, согласен с тем, что он - первообраз своего образа, как и всякий человек есть первообраз собственного образа ".

Эстетика Византии, продолжим. Понятие "образ" и "прообраз" предстают предметом осмысления не только в период ранней патристики и иконоборчества, но и на протяжении после иконоборческого периода. Этот период характерен развитием интереса к античной философии, литературы, античной художественной культуры. Происходило активное переписывание рукописей античных авторов, благодаря чему они дошли до нашего времени. К энциклопедически образованным людям принадлежали, в частности, Фотий (вторая половина IX в.) И Михаил Пселл (1018-1096). Отношение последнего к художественным изображениям раскрывает такая мысль: "Я вообще любитель икон, но одна из них особенно влияет на меня необычайной красотой, она, словно удар молнии, лишает меня чувств и отбирает у меня силу в земных делах и разум. Я не совсем уверен, что это изображение вроде своего сверхъестественного оригинала, но твердо знаю, что смешивание красок отражает природу плоти ".

Особый интерес к иконописным изображениям, в том числе создание иконописных канонов, вызванное пониманием освященного иконописного изображения как "высшей реальности", по сравнению с преходящим миром явлений. Икона в народном сознании приобретала также значение архетипа и энергии прототипа. Интересным памятником поздневизантийской эстетики является трактат "Эрминии (Руководство о живописном искусстве)". Он дает представление об эстетическом идеале византийских живописцев, раскрывает законы художественного изображения Христа, Богоматери, святых. Здесь содержатся советы о материале искусства, средствах изображения и т.д. Главное же в этом трактате - учение о "первообразе" и "прототипе". В третьей части трактата, в частности, отмечается: "Мы поклоняемся не краскам и художественному произведению, как злобно говорят враги церкви нашей, а Господу нашему Иисусу Христу, сущему на небесах. Ведь почитание икон переходит на первообраз ...".

Итак, эстетика Византии - яркое воплощение идей христианского неоплатонизма в художественном творчестве, призванное раскрыть иерархические ступени красоты как отражения идеи божественного совершенства. Византийская эстетика разработала самобытную теорию эстетических категорий, что углубляли античную традицию. Это теория образа, первообраза, символа, света, канона. Эстетические идеи Византии непосредственно повлияли на культуру средневековой Европы, Азии, Киевской Руси.

Византийская эстетика

Византийская эстетика

Свежие фотоальбомы наших пользователей

Чтобы ответить, вам надо авторизироваться в системе Вход | Регистрация

net-promoter.com

GMT+3, 23-9-2018 14:08

© 2010

Вернуться к началу